Что такое образование? Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на опыт прежних и потому избавить себя от необходимости заново изобретать велосипед. Значение образования росло. Современное общество называют информационным. Информация в наше время - главная ценность. Кто владеет ей, тот владеет и миром. Итак, что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации от поколения к поколению. Тогдашние школяры прозвали родной университет кормящей матерью - Alma mater. Со временем высшее образование изменилось, но слова эти не канули в Лету, а стали крылатыми. Время шло, образование не стояло на месте, стремясь удовлетворить потребности общества. Методы были разными, потому универсальной системы образования нет. Каждая система образования в чём-то лучше, а в чём-то хуже остальных. Некогда Хрущёв, побывав в США, распорядился: подготовить проект реформирования советского образования с тем, чтобы сделать его лучшим в мире. Хрущёва успокоили. Реформировать ничего не надо, СССР - впереди планеты всей. Впрочем, как всегда и во всём. Недаром он и войну выиграл, и спутник в космос запустил, и самой читающей страной является. Но времена меняются. Советская система образования была признана не соответсвующей современным требованиям. Реформа образования оказалась нужна - с этим никто не спорил. Как именно реформировать? То ли сделать образовательную систему на иностранный манер, то ли взять оттуда какие-то отдельные элементы. Да, выбирать было из чего. Сказочному витязю на распутье подобные задачи и не снились. Республики-сёстры выбрали каждая свой путь. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование длилось 9 лет, как базовое образование в Беларуси. В России обязательным является среднее образование, но 12-летнее. Это некоторые примеры. То есть республики далеки от того, чтобы считать итоги реформы образования удовлетворительными. Образование и бизнес - ещё одна тема. Иметь высшее образование довольно престижно. К тому же на время обучения предоставляется отсрочка от армии. Ощутив выгоду, бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие университеты. Качество образования в них разное, зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов за деньги, кое-где вполне солидные учебные заведения. Высшее образование в Беларуси контролирует государство, оно присматривает и за частными университетами, оценивает уровень даваемых ими знаний. Образование и бизнес "подружились" и другим способом - при помощи репетиторства. Мероприятия, в одной стране эффективные, не оправдывают себя в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно только одним способом - пройти обязательное централизованное тестирование. Тестирование ввели чтобы сделать поступление в университеты более прозрачным. Оно считается очень удачным решением вопросов коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но… Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не смог остановить даже ЕГЭ. Иначе как понимать памятные результаты ЕГЭ в Дагестане, где дети, плохо знакомые с русским алфавитом, при этом массово сдали русский язык на "отлично"? Но и тестирование имеет серьёзные недостатки. Не случайно голосование на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство посетителей поддерживает традиционные вступительные экзамены. "На верном ли мы пути и не пора ли уточнить маршрут? " - таким вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. От перехода на 12-летку. Таким образом, среднее образование в Беларуси, как и до реформы, будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этого мероприятия не поддерживали, о чём свидетельствуют и результаты голосования, проведённого проектом "Alma Mater". Зато ликвидация классов c углубленным уровнем изучения предметов выглядит лишней. Болезненность реформирования происходит из-за недостаточной его продуманности. В 1990-х в Беларуси планировали перейти на двухуровневое высшее образование. Для этого часть ВУЗовской программы решено было перенести в школьную программу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование отменили, пришлось убирать 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от традиционных математических и прочих специализированных классов. Ошибки, допущенные при реформировании, надо исправлять. Россия вынуждена решать проблемы, связанные с нехваткой средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь будет решать вопросы, связанные с уместностью тестирования по многим предметам и - рано или поздно - восстанавливать специализированные классы. Само реформирование образования - явление нормальное. Через это проходит всё образование в мире, даже такой лидер, как парижская Сорбонна. Ненормальны лишь непродуманные реформы, реформы ради реформ. Не надо слепо перенимать чужое или держаться за отжившее. Источник: http://am.zoomby.org/
|